ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ Г. МОСКВЫ

Общественная правозащитная организация зарегистрирована Управлением юстиции Правительства Москвы 16 мая 1991 г. N 91
Адрес для писем: 117449, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 8/6, корп. 3, кв. 8.
Телефон: 126-94-82
Председатель Комитета: Семенов В.Ш

Доклад председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семенова в Академии труда и социальных отношений

1 июля 1999 г.

Уважаемые участники конференции!

В девятый раз мы собираемся, для того, чтобы обменяться мнениями по проблемам нашей работы, подвести итоги, наметить текущие и перспективные планы.

Не надо лишний раз повторять, что дети-сироты, воспитанники детских домов и интернатов - одна из наименее защищенных категорий населения страны. Необходимость нашей деятельности как общественной организации диктуется прежде всего тем, что государственные официальные институты, призванные заботиться о детях-сиротах с этой обязанностью в полной мере не справляются. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. В целом по России 30 процентов выпускников детских домов становятся бомжами, 20 - преступниками, 10 - кончают жизнь самоубийством.

Такие страшные статистические данные, которые типичны и для Москвы, объясняются прежде всего бюрократизацией как всего общества в целом, так и системы опеки и попечительства над детьми. Эта система, действующая по своим законам, преследует прежде всего цели самосохранения и развития, а забота о детях отодвигается на второй и третий план.

В настоящее время в нашей стране заботой о детях призваны заниматься следующие ведомства:

    1. Научно-методическое обеспечение осуществляют Академия образования, Институт личности ребенка, Минобразование, Комитет по делам молодежи и спорту и другие.
    2. Заботой о здоровье детей занимается прежде всего Министерство здравоохранения и его территориальные подразделение.
    3. Образование и воспитание детей входит в компетенцию Министерства общего и среднего образования.
    4. Социальной, правовой, юридической защитой занимаются Министерство труда и обеспечения, органы опеки и попечительства, главы администраций, правоохранительные и судебные инстанции.

Именно по этой схеме действует эта система и в городе Москве. Между тем, единая, скоординированная в общегосударственном масштабе политика по отношению к детям и молодежи у нас отсутствует.

Уязвимость воспитанников домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, домов-интернатов обусловлена тем, что указанные институты в полной мере с функцией семьи не справляются. Именно этим диктуется общественная потребность, если хотите "социальный заказ" на нашу организацию.

Всего в Москве существует чуть ли не сотня организаций, подобной нашей. Однако объединений, которые действительно способствуют решению проблем воспитанников сиротских учреждений, можно пересчитать по пальцам.

Наша организация была первой в СССР, которая по своему характеру и уставу была призвана защищать права и интересы воспитанников детских домов. Она была создана в 1990 году и насчитывала 830 членов. В ту пору в ее состав входили народные депутаты, директора предприятий и руководители организаций, представители творческой и научной интеллигенции, педагоги, юристы, многие из которых были сами выпускниками учреждений для детей-сирот. В то время во властных структурах столицы осознавали важность и значимость нашей работы, она находила поддержку у московского правительства, и у законодательной власти. Члены коллегии нашего Комитета регулярно встречались и обсуждали наиболее важные проблемы и пути их решения с высшими руководителями Москвы. У нас были даже свои кабинеты в Моссовете, при необходимости нам предоставляли транспорт, помогали в рассылке корреспонденции и т.п.

Ситуация изменилась с приходом рыночной экономики, и особенно усугубилась после распада СССР и в связи с углублением социально-экономического кризиса в России, который принес не только чисто экономические, но и социальные, морально-нравственные проблемы, которые ранее вообще не стояли. Я имею ввиду голод среди детей, небывалую криминализацию подростков, рост девиантного поведения - алкоголизма, наркомании, преступности, суицидов, культурно-нравственную деградацию и т.д.

Не смотря на все политические издержки советского строя, отношение к детям в целом и к сиротам, в частности, было совсем иным. Лозунги типа "Все лучшее - детям" были наполнены реальным смыслом и не являлись демагогическим приемом политиков, большая часть из которых занимается сейчас спекуляцией на проблемах детства, стараясь сколотить себе предвыборный капитал.

Многие из них занимаются откровенной эксплуатацией темы "заботы о детях-сиротах", снимаются чуть ли не рекламные ролики. На первых полосах газет публикуются "трогательные" фотографии ведущих российских политиков с детьми-сиротами. Однако могу сказать вполне определенно и откровенно, что большинству из этих политиков глубоко наплевать на детей-сирот, их настоящее и будущее. Если называть вещи своими именами, переход к рынку сделал из детей в России товар, с их помощью зарабатываются деньги и извлекается прибыль. Причем наименее защищенными из всех детей оказались дети-сироты.

Значительно снизился интерес со стороны властных структур и к нашей организации. В настоящее время она насчитывает всего 83 человека, т.е. ее численность снизилась практически в 10 раз. Между тем, число обращений возросло намного (в 1991 г. - 390, в 1996 г. - 792, за половину текущего года - 901 жалоба). Помимо того, что несоизмеримо возросла нагрузка на сотрудников, работающих на общественных началах, изменилась и сама структура обращений. Если раньше в основном обращались за помощью в получении жилья, путевок, направлении на лечение и т.п., то теперь (хотя проблема жилья и осталась на первом месте) обращаются в основном за помощью в устройстве на работу, юридической помощью и особенно часто - за помощью в снятии психиатрических диагнозов. Можно просто перечислить некоторые просьбы, которые мы не слышали раньше: "Защитите меня от мафии, спасите от бандитов, меня заставляют продать квартиру, мне негде жить". Поэтому и работа сотрудников организации усложнилось, с одной стороны, из-за усложнения самих проблем, с которыми к нам обращаются воспитанники и выпускники, а с другой стороны, из-за ослабления внимания и помощи со стороны московского правительства. Но несмотря на все сложности, наша организация действует и приносит реальную пользу воспитанникам детдомов и интернатов, в том числе в таких случаях, когда они уже отчаялись такую помощь получить в официальных инстанциях.

С самого начала мы определились с основными направлениями нашей деятельности.

Первое направление - это общественное попечительство. Оно заключается в том, что над ребенком-сиротой берут общественное попечительство люди, которые изъявили желание это сделать. Конечно, они в полной мере не заменяют родителей, однако способствуют тому, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, заботятся о его здоровье, развитии, учебе, включение его в общественную жизнь. Общественные попечители - это люди разных профессий, политических взглядов, с различным уровнем образования. Однако всех их объединяет любовь к детям, неравнодушие к будущему нашей страны.

Всего таких общественных попечителей у нас насчитывается 69 человек. Эти энтузиасты объединены в общество попечителей. Среди направлений его работы - совместное проведение детских праздников, дней рождений, организация посещений театров, цирка, выставок, музеев и т.д. Члены общества попечителей переписываются с выпускниками-заключенными, помогают им адаптироваться после выхода на свободу. Под особой опекой находятся молодые матери-одиночки, самостоятельно воспитывающие детей. Всего таких матерей насчитывается 31-а.

Курирует все это направление Вера Григорьевна Кокорина, сама в прошлом воспитательница школы-интерната N 50. По профессии она - учитель английского языка.

Второе направление - программа "Жилье". Она заключается в том, чтобы руководителями всех сиротских учреждений были выполнены российские законы и постановления московского правительства, то есть, чтобы каждый выпускник своевременно получил благоустроенную квартиру. Здесь надо отдать должное заботе Ю.М.Лужкова о выпускниках детдомов и интернатов. Под его руководством было разработано и принято соответствующее постановление, согласно которому уже за год до выпуска детям-сиротам должна быть подобрана и предоставлена квартира.

Исполнение этого постановления Ю.М.Лужковым взято на особый контроль, ежегодно все префекты города Москвы отчитываются перед мэром о предоставлении жилья выпускникам. Хотя и в этом вопросе наши выпускники сталкиваются с различными трудностями и недоразумения. И тогда они обращаются к нам. Всего мы помогли получить благоустроенное жилье 68-ми выпускникам.

Мы не отказываем в такой помощи и иногородним, поскольку авторитет нашей организации позволяет решать такие вопросы не только в Москве. В общей сложности мы помогли получить жилье 14 выпускникам из других регионов России по месту их обучения.

Очень часто нам приходится в жилищной проблеме решать чисто криминальные вопросы. Дело в том, что у воспитанника за всю его жизнь в стенах детского дома не было практически ничего ценного. Программа воспитания и образования в детдоме просто не включает в себя необходимое обучение азам практической жизни, основам юридических знаний, без которых в современном мире прожить невозможно. И вот, молодой человек, совершенно не подготовленный к жизни, у которого никогда ничего не было, получает в собственность квартиру стоимостью несколько десятков тысяч долларов. И, разумеется, он тут же становится лакомой приманкой для всякого рода мошенников.

Массовый характер мошенничество с жильем выпускников приняло в школе-интернате N 103 Центрального округа. С 1994 г. в этом заведении начала директорствовать Людмила Ивановна Мусоян. Разогнав всех москвичей-педагогов, она набрала к себе на работу людей без специального образования, бывших жителей города Грозного, где ранее сама проживала. Не имея собственного жилья и прописки, эти "педагоги" решали свои проблемы с помощью выпускников. И как Вы думаете они решали? Эти люди методами шантажа и запугивания принуждали выпускников заключать с ними фиктивные браки, а затем любыми путями избавлялись от любимых невест и женихов.

Так, у Владимира Дягилева не только украли комнату 18,5 кв. метров в центре Москвы, но и любезно отвезли на чеченскую границу и продали в рабство местной банде. Правда, ему посчастливилось, и удалось бежать. Парень с 1995 г. - бомж, а в его комнате проживает дочь Мусоян.

Другая воспитанница этого же интерната Ольга Тонковит также получила комнату в коммунальной квартире. И вскоре стала женой сына главного бухгалтера школы-интерната Тимура Бондаренко, ранее проживавшего также в Грозном. Правда супружеское счастье молодых длилось всего 2 месяца. После этого Ольга исчезла, как выяснилось, ее выписали в деревню Смоленской области, которая в природе не существует. Вот уже 2 года местонахождение Ольги неизвестно, а ее так называемые муж и родственники, унаследовавшие комнату в столице, даже не удосужились написать заявление в местное отделение милиции о ее пропаже. И только после вмешательства нашего комитета по факту ее исчезновения возбуждено уголовное дело.

В этом же интернате воспитывается Анна Дюжева. Когда девочке было 9 лет, у нее умерла мама. Она осталась единственной наследницей большой однокомнатной квартиры в центре Москвы. Однако Мусоян решила, что такая роскошь совершенно излишня для ее подопечной. Поэтому она 5 лет сдавала эту квартиру, а деньги за это клала в свой карман. Когда же начало подходить время выпуска из интерната, Мусоян переселила ее в квартиру гостиничного типа на окраине Москвы, а в квартиру Ани вселила свою дочь и ее мужа. Сделка была произведена без разрешения органов опеки и попечительства.

Во время проведения проверки нашей организацией данного учебного заведения в прошлом году нами было выявлено 17 случаев незаконного лишения жилья воспитанников и выпускников. Из них 2 умерло, 4 были направлены в дома-интернаты социальной защиты. А их жилье отошло посторонним лицам из числа родных и близких Мусоян. Между тем прокурорские инстанции, в которые мы обращались, не находят состава преступления в этих действиях. А сама Людмила Ивановна настолько обаяла московское начальство от образования, что ей чуть было не присвоили звания Заслуженный учитель России. После наших выступлений в средствах массовой информации, и в частности, "Новых известий", "МК", телепрограмм "Совершенно секретно" (РТР), "Человек и закон" (ОРТ), "Время" (ОРТ), "Криминал" (НТВ), "Времечко" (ТВ Центр), "Радио России" и других, Мусоян все же отстранили от занимаемой должности. Но то, что справедливость восторжествует, и все ограбленные выпускники получат назад свою жилплощадь, вызывает большое сомнение. Тем боле, что некоторых уже просто нет в живых.

Не могу не привести еще один вопиющий случай, уже с воспитанником другого учреждения. Анатолий Шаухин воспитывался в школе-интернате N 7 города Зеленограда. Над ним оформила опеку Ангелина Петровна Гастева, работавшая в то время зам. супрефекта района Крюково. Сразу после выпуска из интерната подопечный Гастевой при ее помощи получил однокомнатную квартиру. Однако прожил в ней всего несколько месяцев и исчез. Было это 3.5 года назад. Об исчезновении Анатолия госпожа Гастева даже не удосужилась сообщить в правоохранительные органы. Не подняла этот вопрос и директор школы-интерната N 7 Надежда Валентиновна Никитская. Между тем, на сегодняшний день подопечный Гастевой так и не найден, а его квартира оказалась проданной. Сама же Ангелина Петровна успешно растет по служебной лестнице, стала главой районной управы "Крюково", и совсем не исключено, что в ближайшем будущем она "пожалеет" еще одного сироту и оформит над ним опеку.

Случаи, которые произошли в 103 и 7 интернатах, множество. Грубейшим образом нарушались жилищные права выпускников в 3, 8, 49, 55 сиротских учреждениях и многих других. И если бы не работа нашей организации, то подавляющее большинство из них было бы вообще скрыто от общественности. И было бы их - таких случаев - наверняка намного больше. Многим руководителям приходится действовать с оглядкой на нашу организацию, поэтому и откровенный произвол при распределении жилья они творить опасаются.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за проделанную работу в этой области Сергея Ильича Белашова, Алину Николаевну Котову, Василия Васильевича Макарова и многих других. Особую благодарность хочу выразить журналистам, без помощи которых многие проблемы детей-сирот решить было бы просто невозможно.

Своими действиями мы подтолкнули Московский комитет образования к разработке законопроекта, согласно которому мошенничеству с жилплощадью выпускников будет поставлен определенный заслон, а именно в полную собственность квартира им будет передаваться после их полной социальной адаптации в возрасте 23 лет.

Третье направление работы нашей организации реализуется в программе "Здоровье". Ее задача - профилактическая работа, обеспечение физического и психического здоровья воспитанников, предотвращение различных форм девиантного поведения, напрямую сказывающегося на здоровье учащихся.

В профилактическом плане мы считаем одним из главных направлений деятельности организацию спортивных секций, соревнований в школах-интернатах. Так, например, мы организовывали спортивные соревнования среди воспитанников интернатов Москвы и России в Анапе. Большую спортивную работу с учащимися вел заслуженный мастер спорта Виталий Андреевич Островерхов. Его знали и любили многие воспитанники детских домов г. Москвы. К сожалению, после его смерти в 1998 г., мы не смогли найти энтузиаста его уровня, и в значительной мере утратили здесь позиции. Поэтому нам надо подумать, как восстановить такую деятельность среди учащихся в будущем.

Очень важным направлением в плане профилактики различных заболеваний является присутствие врача того или иного профиля непосредственно в школе-интернате. Такой врач знает всех учащихся, ему гораздо проще предотвращать заболевания среди воспитанников, чем врачу в поликлинике. Благодаря усилиям нашей организации мы добились, чтобы ставки врачей-специалистов были введены в штатное расписание сиротских учреждений. Так, во многих из них сейчас работают врачи ЛОР, стоматологи, невропатологи, психиатры. Увеличено количество среднего медицинского персонала. Мы считаем необходимым и боремся за то, чтобы в ближайшее время в штатные расписания учреждений были включены ставки врачей-инфекционистов и наркологов.

Последние требуются в связи с небывалым ростом употребления наркотических препаратов среди воспитанников. Так, в 1997 г. в детдоме N 8 Северного округа (ныне закрыт) был проведен опрос среди детей в возрасте 9 - 16 лет. Всего было опрошено 63 человека. Результаты опроса нас просто ошарашили: 59 воспитанников курили с первого класса, все 63 человека по крайней мере несколько раз употребляли спиртное, многие из них пробовали наркотики, причем 14 воспитанников оказались тяжелыми наркоманами. Они состояли на учете у нарколога и в службе профилактики по делам несовершеннолетних местного отделения милиции. При их опросе члены нашей организации узнали много для себя нового о существующих наркотических препаратах. Так, эти детишки употребляли гашишное масло, коноплю, различные психотропные препараты. Многие из них были к тому же и токсикоманами, нюхали клей "Момент", ацетон и т.п.

В том же детдоме была выявлена беременность у двоих 12-летних девочек, а 13 человек болели венерическими заболеваниями, в т.ч. запущенной формой сифилиса.

Общее падение нравственности в обществе особенно сказалось на сиротских учреждениях. Половую жизнь учащиеся начинают очень рано, что приводит к многочисленным случаям ранней беременности, абортов, росту венерических заболеваний, распространению половых извращений.

Особенно славится этим вспомогательная школа-интернат N 8 Западного округа, где директорствует Меньшов Вадим Анатольевич. Судя по многочисленным публикациям в прессе указанное учреждение превратилось в настоящий комбинат по растлению детей. Так, на квартиру к сексуальному маньяку Константинову (ранее работавшему в интернате ночным воспитателем) в течение 6 лет ходили подопечные Меньшова В.А., где над ними осуществлялись насильственные действия сексуального характера. А директор ничего не замечал. Более того, выпускники интерната, растленные под попечительством директора, выросли и стали водить на квартиру к маньяку новых его подопечных. Глаза следственным органам на эту ужасающую историю раскрыл не Меньшов В.А., а одна из выпускниц этого интерната. Константинов был осужден на 15 лет лишения свободы, однако никаких частных определений в адрес директора суд не вынес, промолчал и Московский комитет образование. Между тем, массовое растление детей в интернате продолжается.

Ситуация, сложившаяся в школе-интернате N 8, объясняется тем, что вопреки инструкциям к воспитательной и врачебной работе с детьми допущены сами выпускники этого вспомогательного интерната, имеющие серьезные отклонения в психике и образование в рамках начальной школы.

Есть в Москве и еще одна школа-интернат N 3 Центрального округа, которой руководит Виктор Семенович Гохфман. Он принял на работу воспитателем человека, за которым его коллеги стали замечать нездоровый интерес к детям от 7 до 10 лет. Впоследствии он был уволен, но регулярно приезжал в интернат и забирал в казино "Кристалл" (где он стал работать) маленьких детей, которые возвращались оттуда возбужденные и с дорогими подарками. Сейчас этот случай расследуется в отделе нравственности Центрального УВД и МУРом, куда мы обратились с соответствующими заявлениями.

Растление детей - девочек и мальчиков - во многих интернатах носит систематический характер, некоторые же руководители вообще закрывают глаза на такие случаи. Я имею ввиду прежде всего директоров интернатов NN 7, 12, 39, 49, 55, 103, 109 и других.

Помимо половой распущенности, особую озабоченность членов нашей организации вызывают и другие формы проявления девиантного поведения среди подростков. Не секрет, что из многих детдомов воспитанники регулярно совершают побеги. Число их учету не поддается, поскольку многие директора эти факты тщательно скрывают. Но только в нашу организацию за последний год обратилось 28 человек с просьбой защитить от произвола как со стороны старшеклассников, так и со стороны администрации. Многим удалось оказать помощь. Но многие такой помощи не получили. Именно поэтому в московских детдомах все чаще встречаются такие страшные происшествия как избиения, убийства, попытки самоубийств и самоубийства среди детей. Так, не так давно в 109 интернате старшеклассники до смерти избили двух детей. В ныне закрытом детском доме N 8 мальчик выбросился с 15-го этажа близлежащего жилого дома. В текущем году воспитанник 67 интерната покончил с собой, выбросившись с 4-го этажа. А в 15-ом доме-интернате девочка утопила себя в ванной.

Все эти случаи убеждают в особой важности четвертого направления нашей работы - предотвращение произвола в детском доме. В силу ее значимости веду эту программу я.

Во многих сиротских учреждениях воспитанники чувствуют себя абсолютно незащищенными от произвола как со стороны старшеклассников, выпускников, так и со стороны воспитателей, преподавателей, администрации. В ряде интернатов сложилась порочная схема управления детскими коллективами. Директора оставляют у себя выпускников, оформляют их на вспомогательные рабочие должности, однако реально они выполняют функции воспитателей, следят за порядком. Под "порядком" же они понимают беспрекословное подчинение воспитанников, и для того, чтобы его обеспечить, используют такие методы, как систематическое избиение "провинившихся", унижение их человеческого достоинства. Этот феномен сходен с "дедовщиной" в армии.

Особенно характерны такие явления в школах-интернатах NN 3, 7, 8, 12, 17, 23, 39, 49, детском доме N 50 и в домах интернатах NN 15 и 30. Этому способствует то, что указанные учреждения носят закрытый характер, туда нет доступа общественности, детям на произвол пожаловаться некому. Директоров такой "порядок" устраивает, педагогов - тоже.

Больше всего нарушаются права детей во вспомогательных интернатах. Так, один из выпускников школы-интерната N 8 Александр Т. рассказал нам как он подвергался систематическим избиениям, унижению человеческого достоинства - его выставляли перед классом, рвали на нем одежду, раздевали догола, отправляли в психиатрические клиники за то, что он не спал во время тихого часа, крикнул на уроке, сделал замечание директору о недопустимости использования спортзала под коммерческий склад кооператива. Другую выпускницу директор В.А.Меньшов отправлял в психиатрические больницы, потому, что не было путевок на отдых.

Вообще направление детей в психиатрические больницы носит в школе-интернате N 8 повальный характер и объясняется преимущественно не заболеваниями воспитанников, а совсем иными причинами, например, плохим поведением, детскими шалостями, неуспеваемостью и т.д.

Аналогично с детьми поступает и директор вспомогательной школы-интерната N 3 Центрального округа столицы В.С.Гохфман. Например, Сашу Полякова и Юрия Титова направили в психиатрическую клинику за то, что те поругались между собой.

Таким образом, само помещение в психбольницы практикуется директорами интернатов не в силу тех или иных психических заболеваний воспитанников, а как средство устрашения и наказания, то есть здесь мы налицо имеем факты использования психиатрии в репрессивных целях.

Реальная ситуация такова, что до одной трети воспитанников вспомогательных интернатов умственной отсталостью не страдают. Это дети социально-педагогически запущенные. Так как психиатрические комиссии в таких учреждениях не проводятся, и ребенок, которому в 3-х летнем возрасте был ошибочно поставлен диагноз "олигофрения" вынужден нести это клеймо иногда до конца жизни. Находясь во вспомогательных интернатах, психически здоровые дети поневоле деградируют, недополучают образование, становятся людьми "второго сорта". А сами директора учреждений в этом заинтересованы, поскольку им со здоровыми детьми работать проще. Лишь у единиц хватает сил и мужества пройти с помощью нашей организации независимую психиатрическую экспертизу и снять психиатрический диагноз. За все годы деятельности нашей организации мы помогли в этом всего 3-ем выпускникам.

Вообще злоупотребления психиатрией в московских детских домах и интернатах носят массовый характер и этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения.

Такие беспорядки и нарушения происходят, в частности, потому, что в сиротских учреждениях работают низко квалифицированные кадры, а возглавляют их люди, которые не имеют профильного образования. Совершенно очевидно, что директором вспомогательного интерната должен быть человек, который не просто имеет высшее педагогическое образование, но и является специалистом в области дефектологии, детской психологии, психиатрии. Требования эти, однако, совершенно не выполняются.

Так, директор интерната N 8 В.А.Меньшов имеет специальность "учитель физкультуры", а за все время своего директорства не дал ни одного урока, занимаясь чисто административными обязанностями.

Директор детдома N 23 С.В.Соломин по профессии - учитель труда. В этом году у господина Соломина были выявлены вопиющие случаи нарушения прав детей. Например, некоторые воспитанники содержались от 2-х недель до 2-ух месяцев за провинности в закрытом помещении в виде карцера с использованием наручников. По фактам "деятельности" учителя труда С.В.Соломина ведется прокурорская проверка.

В 103 интернате продолжают работать многие "члены команды", набранные бывшим директор Л.И.Мусоян. А ведь у большинства из них образование всего лишь в рамках средней школы. Но это им не мешает работать преподавателями и воспитателями в данном учреждении. Управлением по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Москвы были собраны достаточные материалы для передачи в следственные органы и возбуждения по фактам работы этих "педагогов" уголовного дела. На смену госпоже Мусоян Московский комитет образования подобрал еще более "ценный кадр" - студента-заочника факультета физкультуры. Неужели в десятимиллионной Москве не нашлось достойной кандидатуры директора-профессионала с высшим педагогическим образованием. И вообще, пусть МКО ответит наконец, какими критериями он руководствуется при подборе административных работников интернатов. И пусть опровергнет упорные слухи о том, что за назначение на каждую административную должность надо платить определенную - и немалую - сумму денег. За девять лет деятельности нашего комитета нам удалось добиться отстранения от работы 18-ти директоров сиротских учреждений из 36, имеющихся в наличии.

Конечно, я не хочу, чтобы у членов нашей организации, гостей и журналистов сложилось впечатление, что подобным образом обстоят дела во всех сиротских учреждениях. Так, в 1998 г. впервые нашей организацией был проведен конкурс на лучшего директора и лучший детский дом. При подведении итогов мы руководствовались весьма жесткими критериями. Наша комиссия оценивала работу того или иного учреждения или его директора, не на основе формальных статистических показателей (успеваемости, заболеваемости, правонарушений и т.п.). Дело в том, что такая статистика практически не отражает реальной ситуации в сиротском учреждении, поскольку большинство руководителей всеми правдами и неправдами пытаются скрыть все чрезвычайные происшествия, которые происходят в интернатах. В состав нашей комиссии входили не только независимые педагоги, психологи, журналисты, представители общественности, но также и выпускники детских домов. Итоги подводились с учетом данных, полученных в ходе длительных неформальных бесед с воспитанниками и педагогами, а также с учетом анализа жалоб и заявлений воспитанников сиротских учреждений.

По итогам конкурса лучшим был признан учебно-воспитательный комплекс N 1843 МКО, директором которого является Вячеслав Юрьевич Ромайкин. Лучшим руководителем дома-интерната N 4 Московского комитета социальной защиты населения стала Валентина Ивановна Мишина.

В заключение я бы хотел остановиться на тех задачах, которые стоят перед нашей организацией.

Прежде всего нам надо подумать об укреплении самой нашей организации. Руководство Московского комитета образования должно понять, что без мощной общественной организации, защищающей права воспитанников детских домов, ему не справиться со всеми теми проблемами, о которых я говорил в своем докладе.

Мы должны продолжить и активизировать работу по защите гражданских прав воспитанников, исключить случаи физического и психологического насилия над ними в стенах сиротских учреждений, проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей-сирот, профилактику заболеваний, искоренять факты злоупотребления психиатрией, усилить контроль за распределением и сохранностью жилья выпускников и их обустройством, а также подготовке к самостоятельной жизни.

В своей деятельности нам шире надо опираться на представителей общественности, теснее сотрудничать с другими детскими правозащитными организациями и шире использовать возможности средств массовой информации в освещении нашей работы.

Думаю, что на нашей конференции прозвучат выступления с конкретными предложениями по нашей деятельности. Мы их внимательно выслушаем, изучим, обобщим и на основании этого разработаем программу работы нашей организации на ближайший год и на перспективу.

Благодарю за внимание.